Список фильмов уже ведётся, так почему бы не сделать то же самое насчёт книг? Начну с последней прочитанной.
"Путь наверх", 1957 и "Жизнь наверху", 1962. Автор - Джон Брэйн.Написала две книги потому, что это - дилогия. Хаха. Но если говорить серьёзно, то это одна из самых "живых", приближенных к реальности, если хотите, "настоящих" книг, что попадались мне за всю жизнь. В этом плане, в плане живости, напоминает This is England со всеми его продолжениями. То, что Шон Мидоуз сделал на экране, и до него не осмеливался делать ни один другой режиссёр, сделал и Джон Брэйн в своих произведениях. Он совершенно бесхитростно влез в шкуру человека и описал всё, как есть. В персонажах дилогии, как мне кажется, каждый найдёт частичку себя, узнает некоторые свои поступки, особенно в том, что касается человеческих отношений. Это те книги, про которые говорят "не хочу, чтобы заканчивалось". Начинаешь на мир по-другому смотреть, многое становится понятнее, а к людям начинаешь относиться с бОльшей теплотой, потому что, что уж говорить, все мы люди и все имеем право на ошибки. Очень сильные романы, написанные хорошим языком, находящие отклик в душе и оставляющие щемящее чувство того, что жизнь идёт своим чередом и не всегда мы властны над собой. Что, к сожалению или к счастью, не всегда плохо как для нас, так и для окружающих."На пороге ночи", год не знаю. Автор - Серж Брюссоло.На удивление интересная современная книжка. Прочла, что Сержа называют "вторым Кингом", но не могу согласиться. У Кинга более остро всё. Брюссоло не так страшен и откровенен. Многие места, которые Кинг бы не постеснялся расписать, Брюссоло оставил за закрытыми дверями. Сам сюжет интригует в начале, а то, что происходит дальше не вызывает особого отвращения, хотя несколько довольно извращенских моментов всё же описано. В общем, вполне читаемо и даже интересно."Искра жизни", 1952. Автор - Эрих Мария РемаркНе думала, что буду смеяться над романом, действие которого разворачивается в концентрационном лагере, но, тем не менее, там действительно было много забавных моментов. Это чёрный юмор, но пару раз меня прямо прорывало на смех. И читать концовку, такую, казалось бы, оптимистичную, было гораздо тяжелее, чем всё то, что было до. И это вечное оправдание нацистов "союзники - демократы, они будут обращаться с нами хорошо". Так оно и было. Бороться с фашистами можно только их же способами, но при этом борцы сами становятся фашистами. Я никогда не смогу понять, как одни люди могли делать такое с другими людьми. И я рада, что союзники не упали до уровня нацистов. Всё-таки люди должны оставаться людьми. Только это и помогает выжить."Я пережила Освенцим", 1947. Автор - Кристина Живульская.После прочтения у меня в очередной раз сложилось впечатление, что женщины в концлагерях держались друг друга и поддерживали друг друга гораздо сильнее мужчин. Может быть, мне просто не попадались книги подобного плана, написанные мужчинами. Кристина - единственная выжившая из своего "транспорта", отправленного в Освенцим из Павяка, другого концентрационного лагеря, но ещё на территории её родной Польши. В физическом плане ей очень повезло - она попала на работу, где нормально кормили и почти по-человечески обращались, но психически... как она написала "мы на всю жизнь искалечены". Ей и 59 другим полькам приходилось вести учётные карточки новых транспортов, перевозимых в Освенцим, в основном для уничтожения в крематориях. Одной из интересных линий в книге является "подпольная" жизнь лагеря. Насколько мало мы представляем реальное положение вещей в этих чудовищных территориях. Оказывается, и в этом, одном из самых страшных лагерей смерти, были должности, на которых неплохо жилось, были совершенно нормальные ауфзеерки (в смысле, которые не били и нормально разговаривали, а также не бегали к начальству с докладами на ни в чём не повинных заключённых), можно было раздобыть лекарства и еду, люди получали посылки. Конечно, если они не были евреями. Национальность являлась приговором. Кристина описывает, как в 5 освенцимских крематориях за несколько месяцев сожгли 800 000 венгерских евреев. Транспорты поступали почти со всей восточной Европы, иногда казалось, что через трубы печей вылетит весь мир. И в который раз поражает то, что фашисты не считали заключённых людьми, совершенно ничто не могло заставить их хоть немного смягчить поведение. Одна из ауфзеерок, красивая и вежливая Янда, упёртая нацистка, на вопрос, как ты можешь восхищаться Гитлером, когда ты всё это видишь, ответила: "Я уверена, что фюрер ничего об этом не знает. Он бы такого не допустил". Возможно, это правда. Даже создатель концлагерей Гимлер, по рассказам очевидцев, заехав однажды на территорию лагеря посмотреть на деяния рук своих, чуть не лишился сознания, когда увидел, во что вылился его приказ на бумаге. Так какими же должны были быть те, кто пошёл работать в лагеря добровольно?"Лже-Нерон", 1936. Автор - Лион Фейхтвангер.При всей моей любви к Фейхтвангеру втягиваться именно в этот роман было довольно сложно. Но игра стоила свеч. "Лже-Нерон" как раз тот случай, который описан в пословице "чем выше заберёшься, тем больнее падать". Тяжело признавать свои ошибки, поставив на карту всё: своё честное имя, совесть, состояние, свою дочь... но герои этого романа, к их чести, люди умные, и со временем доходит до всех. Просто наслаждалась игрой их ума. А если учитывать, что под маской мнящего себя царём царей горшечника-импотента Фейхтвангер выводит образ Гитлера, становится вдвойне интересней. Раб по природе, возведённый в ранг царя другими людьми, зарвавшийся и свято уверивший в свой царский "ореол", а затем с позором осмеянный и распятый на кресте. Очень точное предсказание судьбы лидера мирового фашизма, если учитывать, за сколько лет до его кончины был написан роман."Ветер в ивах", 1908. Автор - Кеннет Грэм.Без преувеличения - Шедевр. И не только детской литературы. Даже моя мама прочла с удовольствием. Особенно, конечно, в плане атмосферы, впечатлила глава "Играющий на свирели у врат рассвета" - я прям прослезилась. Могу понять, чем именно она так привлекла Сида Барретта. Прекрасный образный язык, интересные персонажи и жизненность происходящего захватывают и не отпускают с первой и до последней страницы. Даже не могу представить, как у человека, написавшего такую волшебную и прекрасную повесть могла быть такая трагическая судьба. Покойся с миром, Кеннет."Неро Корлеоне, кошачья история", 1995. Автор - Эльке Хайденрайх.Купила я её давно, понравились иллюстрации Кинта Бухгольца. В прочем, об этом я уже писала. Буду краток: иллюстрации понравились больше, чем сюжет. Тот же "Крёстный отец", только в кошачьем мире. Как-то не по-детски и не сильно интересно. Немцы - чего от них ждать?"Равнодушные", 1929. Автор - Альберто Моравиа.Это уже второй роман автора, который я прочла. Первым был "Скука". Больше всего впечатляет знание человеческой психологии и вынужденное смирение героев перед неизбежным. Если у "Скуки" сравнительно счастливый конец, то "Равнодушные" оставляет тягостное чувство надвигающейся катастрофы, которую невозможно предотвратить. Но читается легко, несмотря на выбранную тематику, а героям сочувствуешь, потому что они путаются в мыслях и поступках как реальные, а не вымышленные люди. Чувствуется, что за каждым героем есть реальный прототип. Очень интересно. С удовольствием прочту у этого автора ещё что-нибудь."Положитесь на Псмита", 1923. Автор - Пэлэм Грэнвил ВудхаузРешив отдохнуть от тяжеловесной и грустной классики я не могла сделать лучшего выбора, как взять с полки томик Вудхауза. Что радует: его остроумное владение словом делает ему честь даже мёртвому. Удивительно, но и сюжет не показался мне слишком избитым. Тут тема женитьбы отметена на второй план - а у данного автора это, скорее, исключение из правил. Трудно, читая Вудхауза, не получить удовлетворение. И я его получила)UPD."Дом в тысячу этажей", 1929. Автор - Ян Вейсс.Очень необычный роман-антиутопия. Учитывая, когда он был написан, можно назвать Яна провидцем - ведь ещё задолго до пришествия к власти нацистов он описал общество, похожее на то, что нам известно из "1984" Оруэлла. Хотя мне больше всего роман напомнил "Замок" Кафки - создаёт такое же клаустрофобическое замкнутое пространство, в котором мечешься, мечешься, а до цели добраться не можешь. Это по ощущениям. Книга может казаться бредом, но концовка всё объясняет, и вам приятно будет почувствовать себя догадливыми - правильные мысли о том, что же в конце концов творится в чёртовом Мюллер-доме начинают буравить мозг уже в середине повествования. Очень интересный роман.